Управление здоровьем коллектива (Health management)

Нealth management - это система мероприятий, направленная на поддержание здоровья сотрудников вашей компании.

В современных экономических условиях огромное значение приобретает качество и эффективность работы персонала. В ближайшие десятилетия способность привлекать, развивать, удерживать и наиболее полно использовать потенциал сотрудников станет определяющим фактором успеха любой организации.

Управляя человеческими ресурсами, каждый руководитель понимает, что эффективность работы персонала зависит не только от правильно построенной системы мотивации, но и от физических возможностей сотрудника, в частности, уровня его здоровья.

По разным данным уровень временной нетрудоспособности (ВУТ) среди работающего населения составляет от 600 до 1100 дней на 100 работающих. Путем нехитрых вычислений каждый руководитель может рассчитать, какой именно суммы прибыли он недополучит в конце года при наличии такого уровня заболеваемости. В связи с этим вопрос о возможности снижения уровня абсентизма (в том числе и за счет снижения уровня заболеваемости) становится все более актуальным для многих работодателей.

Для решения вопросов связанных со здоровьем и работоспособностью ваших сотрудников нами была разработана система, позволяющая снизить заболеваемость и повысить работоспособность персонала вашей компании, которую мы назвали Нealth management. В основе этой системы - учение о факторах риска здоровью, которые подразделяются на 4 основные группы, влияющие на развитие той или иной патологии у человека.

К первой группе факторов относится образ жизни человека. Как пример подобных факторов можно привести курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс, гиподинамию и др. Все эти факторы риска обусловлены наличием у человека не физиологических, а приобретенных привычек. Изменяя их, можно влиять на вероятность возникновения того или иного заболевания. Эта группа факторов оказывает самое значительное влияние на возникновение заболеваний, в среднем - до 55%.

Ко второй группе факторов риска относят факторы внешней среды - загрязнение воздуха, воды, почвы, вредные условия труда (шум, вибрация, скученность, плохая вентиляция, нерациональный режим работы и др.), различные виды излучений (радиационное, электромагнитные, СВЧ и др.), нарушенный микроклимат. Каждый из этих факторов оказывает значительное влияние на состояние здоровья сотрудников и их работоспособность. Вклад этой группы факторов в развитие заболеваний составляет до 25%.

По данным проводимых нами обследований частота выявления нарушений в микроэкологии офисных помещений довольно высока. Это и повышенный уровень электромагнитного фона (до 77% обследованных помещений), и повышенный уровень химического загрязнения (фенол, стирол и др. (до 52% помещений). До 30% помещений имеют бактериологические загрязнения офисного воздуха и до 20% превышение допустимого уровня радиационного фона.

К третьей группе факторов риска относится генетическая предрасположенность людей к возникновению того или иного заболевания. Несмотря на то, что многие считаю, что на данный фактор риска влиять практически невозможно, знание предрасположенности каждого сотрудника к тому или иному заболеванию позволяет подобрать ему такие профилактические мероприятия и условия работы, которые позволят ему максимально длительное время оставаться здоровым. Эта группа факторов риска влияет на возникновение заболеваний в 15-20% случаев.

Четвертая группа факторов риска - низкое качество оказываемой медицинской помощи. Она влияет на развитие заболевания в 10% случаев.

Итак, до 80% всех причин, ведущих к развитию заболеваний, относится к изменяемым факторам, влияя на которые можно снизить уровень заболеваемости в компании.

Основой системы Нealth management является Личный врач компании, который выделяется любой организации с численностью сотрудников от 100 человек, находящейся на обслуживании ООО «Медицинская компания «МЕДКОРП». В обязанности такого врача входит оказание как лечебно - диагностической, так и профилактической помощи сотрудникам обслуживаемой компании.

Особенностью лечебно-диагностической работы личного врача является то, что медицинская помощь максимально приближена к пациентам. Достигается это организацией приемов врача на территории организации - клиента, возможностью в любое время вызвать врача в офис компании, удобным расположением офисов приема врача на территории Москвы.

Врачи имеют специализацию по общей врачебной практике, семейной медицине и оснащены необходимым диагностическим оборудованием, что позволяет им решать большинство проблем пациента (до 80%) без привлечения дополнительных консультантов и излишних методов обследования. Все это в значительной степени позволяет сэкономить время застрахованного на получение медицинской помощи.

Но основной задачей личного врача в организации все же является профилактическая работа, направленная на предотвращение возникновения заболеваний.

Эта работа состоит из нескольких этапов:

  • Сбор информации

  • Анализ полученных данных

  • Планирование профилактических мероприятий

  • Реализация принятых решений

На этапе сбора информации проводится анализ полового и возрастного состава сотрудников, наличия вредных условий труда, характера питания и др. факторов, на основании которых личный врач может прогнозировать те или иные проблемы в коллективе. Проводятся профилактические скрининговые осмотры сотрудников для выявления хронических заболеваний с обязательным заполнением специальной анкеты, в которой отражаются имеющиеся заболевания, факторы риска и другие показатели, которые могут повлиять на здоровье сотрудника в дальнейшем. Так же возможно проведение исследования уровня стрессоустойчивости сотрудников - «Стресс - аудит», экологического мониторинга офисных помещений, аттестации рабочих мест.

Обычно этот период занимает от 2 до 5 мес. в зависимости от размера компании.

На втором этапе (анализа) проводится обобщение и анализ полученных данных с формированием «Паспорта здоровья компании», в котором отражается вся полученная информация по состоянию здоровья сотрудников организации и даются рекомендации по исправлению имеющейся ситуации (при необходимости).

Далее, совместно с отделом персонала компании, проводится планирование профилактических и санитарно - просветительских мероприятий, позволяющих изменить сложившуюся ситуацию (третий этап - планирование) и, наконец, на четвертом этапе (реализация) ранее запланированные мероприятия внедряются в организации при активной поддержке отдела персонала компании.

Весь комплекс возможных мероприятий этапа реализации, проводимый в целях снижения заболеваемости в организации, довольно обширен и зависит от выявленных при диагностике проблем. Чаще всего мы используем диспансерное наблюдение лиц с хронической патологией, вакцинацию от гриппа, санитарно- просветительную работу (чтение лекций по выявленным факторам риска, рассылка информационных бюллетеней, проведение очных консультаций по здоровому образу жизни и др.). Для профилактики развития стресса у сотрудников мы предоставляем доступ к телефонной линии психологической помощи и тренинги по психологической разгрузке сотрудников.

Использование всего комплекса мероприятий, направленных на поддержание здоровья сотрудников по нашим данным позволяет добиться значительных результатов. Так результаты нашей работы свидетельствуют о возможности следующих изменений в состоянии здоровья сотрудников: снижения заболеваемости в коллективе (до 40-50%), повышению выявляемости хронических заболеваний (на 10-15%), снижения количества дней временной нетрудоспособности на 20% и среднего срока временной нетрудоспособности на 30%.

Помимо этого работодатели отмечают повышение работоспособности и эффективности работы своих сотрудников, повышение лояльности сотрудников своей компании.

Все вышесказанное позволяет рассматривать health management как одну из перспективных систем оказания медицинской помощи для сотрудников компаний, обслуживающихся в ДМС, позволяющую удовлетворить ожидания, предъявляемые к современному медицинскому обслуживанию, как со стороны работника, так и со стороны работодателя.